Главная » Статьи » Владение иностранным языком - одно из самых главных умений для полноценного развития личности

В настоящее время, к сожалению, наблюдается некоторый спад интереса к обучению иностранным языкам. Возможно, это отчасти объясняется широким распространением различных разговорников, пособий, электронных переводчиков в Интернете, а также весьма скромными интеллектуальными запросами большей части населения. Даже если представители его регулярно ездят в разные страны, контакты с местными обитателями ограничиваются двумя десятками фраз на бытовые темы, и это в лучшем случае. Медвежью услугу тут конечно оказывает и отечественная реклама, подобно этой: «Не знаешь, как сказать по-английски, что это машина отца и розочка – это круто…». Голос за кадром советует персонажу рекламного сюжета собраться, и тот говорит совершенно не про то, что это машина отца, и при этом получает похвалу от комментатора за кадром, мол, каков молодец. К тому же многоликая политическая пропаганда разного уровня, от претендующей на высокий интеллектуализм до частушечно квазинародных юморесок, постоянно уверяет, как в светлом социалистическом прошлом, что Запад загнил и продолжает загнивать вместе с Востоком; что, дескать, все языки произошли от русского; что самая великая страна была, есть и будет Россия, и т. д., и т.п. Всё это не ново, - вспомните: Москва – третий Рим, а четвертому не бывать, и все иностранцы – немцы, то есть немые, а не говорящие по-русски. Правда, при этом Россия всегда управлялась иностранцами (скандинавами, монголами, немцами), и высшие слои общества предпочитали русскому языку французский и немецкий. Читайте об этом энциклопедию русской жизни «Евгений Онегин», характеристику русских барышень, а также, откуда Ленский «привёз учёности плоды». Да и сам Александр Сергеевич Пушкин, с детства франкоязычный человек, как-то посетовал, что он с его «умом и талантом родился в России». Но, тем не менее, относительная просвещённость верхов, их космополитизм прекрасно сочетался с дремучим национал-шовинизмом внизу, а иногда и наверху. В этом плане и сейчас ничего не изменилось. Очень многие патриоты России предпочитают деньги «добывать» здесь, а жить за границей. Если сами не могут, пусть там живут их дети. Да, к сожалению, недостаточная востребованность знаний иностранных языков - это данность, но всё же владение иными языками, особенно английским, абсолютно необходимо как обществу в целом, так и многим индивидуумам. Если, конечно эти индивидуумы и общество хотят прогрессировать, а не деградировать.

Что касается разговорников, программ-переводчиков в Сети или вне её, то наличие их само по себе явление неплохое, но недостаточное. Древние говорили: «Мы знаем то, что запомнили». А вот с последним туго. Ведь обучение любому языку – это долгий, изнурительный процесс, не имеющий конца, и мало кто решается всё время учиться. В крайнем случае, ищут лёгких путей. Иностранный язык за 16 занятий, 12, 10. Кто меньше? Я понимаю авторов подобных курсов. Убеди, что это нетрудно, и на такие курсы пойдут, такие книги будут покупать. А в обществе потребления выгода – это главное. И не граждане России вводят в заблуждение псевдостатистическими подсчётами. Гуннемарк, подданный Шведского королевства, в своей книге про обучение языкам манипулирует цифрами, сколько нужно слов, чтобы свободно владеть тем или иным языком. Даже всё разбил на стадии обучения. У него вышло, что 8000 – это уровень чтения художественной литературы и общения также. Это очень понравилось в РФ, здесь это назвали «среднеевропейским уровнем владения иностранным языком». Такие подсчёты можно было бы назвать софистикой, но, не желая обидеть древних греков, лучше назвать это просто чушью. Художественная литература – это не адаптированные пособия по методу Ильи Франка. Отнюдь нет – это сложное изысканное творчество, которое включает в себя много жанров и поджанров, с непростым синтаксисом и пунктуацией и бесконечными потоками разноплановой лексики. Собственно, художественная литература и создаёт литературный язык. И восемь тысяч слов для чтения её маловато будет. Интересно, что педагог 17 века Ян Амос Коменский, создал латинский словарь-минимум для детей, в который было отобрано 8000 слов, необходимых, по его мнению, для ознакомления ребёнка с окружающим его миром. Эразм Роттердамский, который считал латинский язык своим родным языком, тоже рекомендовал эту цифру как минимальный лексический запас для ребёнка. Неужели сейчас взрослые люди по интеллектуальному развитию одинаковы с ребёнком 17 века? Это не удивляет, но удручает. К сожалению, в институтах иностранных языков 7500 слов, выученных за 5-6 лет обучения, считается минимальной нормой. И это в ВУЗах, которые готовят преподавателей для школ и высших учебных заведений. Скажу больше: на практике выпускники языковых вузов знают не больше двух тысяч лексем, а то и намного меньше. Походите по форумам преподавателей, и вы поймёте, что и грамматику они представляют весьма смутно. А ведь есть ещё дополнительный язык, второй. По нему лексическая норма: 3500 слов за университетский курс. И опять-таки, в реальности второй язык обычно не знают вообще, или очень быстро забывают, даже если имели о нём представление.

Преподаватели-торговцы часто обещают какие-то чудесные методы, что, не напрягаясь можно выучить от ста до пятисот слов в день, и за месяц – чуть ли не 15 тысяч. Хочется у них спросить, что значит выучить? Сколько значений у каждого конкретного слова предполагается выучить? Будут ли эти слова проиллюстрированы какими-либо словосочетаниями, предложениями, текстами? И как вы предполагаете сделать за месяц то, что в филологических институтах не могут сделать за 5-6 лет? И когда начинаешь задавать вопросы, пытаться вникнуть в суть того, что тебе предлагают, то становится ясно, что никак. Например, пресловутая Илона Давыдова уверяла, что на её кассетах записаны чудесные сигналы, которые воздействуют на подсознание и способствуют стопроцентному усвоению учебной информации. И эти волшебные сигналы можно было воспроизвести на обычном аудио магнитофоне. А вот переписать их на другой такой же магнитофон почему то было уже нельзя. Надо было покупать другой курс. Вот так-то… Потом был метод 25-го кадра. Практически, то же самое, что и метод Илоны Давыдовой, только с применением видеомагнитофона и чудесного 25-го кадра, который мы не видим, но, якобы, воспринимаем. Было и есть ещё много различных ускоренных интенсивных, бело-чёрно-магических методов, способов и прочего. Но все они сводились либо к простому обману, либо к известной с Древней Греции мнемонике, которую красиво называли каждый раз по-разному. Мнемоника, конечно, имеет какое-то действие, но следует заметить, что запоминание с помощью мнемоники требует гораздо больше усилий. И, поскольку используются ассоциации для облегчения запоминания (ассоциации, между прочим, тоже нужно запомнить), они также могут исказить запоминаемый материал, так как являются не прямой дорожкой к памяти, а окольной. Повторение – мать учения, – вот выход. Но это же так старомодно и трудно. Ну, знаете ли, без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Как же тогда учить язык? Чтобы выучить язык, нужно попотеть. Но, если вы достаточно упорны, постепенно из маленького комочка у вас вырастет большая глыба знаний. Читая художественную литературу, используя язык в различных формах, вы тем самым будете в своем мозгу создавать новые связи. И чем больше их будет, тем прочнее будет усваиваться иностранный язык, становясь для вас всё более родным и понятным. А если вы заходите освоить ещё один язык, то процесс обучения у вас потребует гораздо меньше усилий, чем обучение предыдущему языку. На третий язык вы потратите времени и усилий ещё меньше, и так с каждым последующим языком. Вот вам весь секрет полиглота, без мистики, обмана и волшебства, а с трудом, усидчивостью и волей.

Попробуйте, и у вас получится. Как спортсмен тренировкой развивает своё тело, так и вы тренировкой мозга сможете развить свою личность. И, безусловно, если вы захотите, у вас будет намного больше возможностей в любой сфере деятельности, какой вы пожелаете заниматься. Так как с языка всё начинается, продолжается и заканчивается языком. В любом случае жизнь ваша будет более разнообразна и более интересна, чем была ранее.

©: imadin12.narod.ru

Читайте по теме:

Другие статьи